Теория государства и права

Цивилизационный подход к типологии государства и права насквозь эклектичен. Формационный подход к типологии государства и права основывается на марксистском учении о смене общественно-экономических формаций. 2. Типы государства: различные подходы Типология государства — это его специфическая классифика­ция, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

Каждой из них соответствует свой исторический тип государства. Так, рабовладельческой формации свойственны рабовладельческий тип государства и права, феодальной — феодальный и т.д. Когда последние становятся оковами в развитии первых, наступает социальная революция, разрешающая указанные противоречия. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. Формационный подход характеризуется тем, что признает только революционный переход от одного типа государства к другому.

Теория государства и права

Причем эксплуататорское государство марксизм трактует как государство в собственном смысле слова, а социалистическое как полугосударство. Таким образом, формационный подход к государству и праву имеет четко выраженный классовый характер. Сердцевиной марксистского учения о социалистическом государстве, возникающем на обломках буржуазного, является концепция диктатуры пролетариата. Цивилизационный подходк типологии государства и права носит антинаучный характер.

Согласно цивилизационному подходу, иное место занимает государство во вторичных цивилизациях. Здесь проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Более того, государству придается характер базисного явления. Тем самым вносится путаница в проблему соотношения базиса и надстройки, их особого содержания.

Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. В светском государстве религиозные организации не входят в систему государственной власти.

Статус государственной религии предполагает делегирование некоторых функций государства религиозным организациям, которые охватывают различные сферы общественных отношений. 3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Поэтому выделяется только 2 типа государств: демократические и антидемократические.

В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию.

Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские. Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов Учебник. Гринин Л. Е. Генезис государства как составная часть процесса перехода от первобытности к цивилизации (общий контекст социальной эволюции при образовании раннего государства). Гринин Л. Е. О стадиях эволюции государства. Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

3) социальное назначение государства. 2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства. В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Формационный подход был разработан в середине второй половины 19 века Марксом и Энгельсом.

В основу формационного подхода положено учение Маркса об общественно-экономической формации. Государственно организованное общество существует только в рамках экономической общественной формации. Однако в более поздних работах эти идеи Маркса не получили дальнейшего развития. Речь стала идти об общественно-экономической формации. Государства первых трех типов признавались эксплуататорскими.

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Изначально Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. Возникновение, рост, надлом и разложение происходят не в рамках мирового исторического процесса, а внутри каждой отдельной цивилизации. Классификация государств на основе цивилизационного подхода плохо разработана, страдает схематичностью и нечеткостью.

Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя влечет изменения в государственно-правовой надстройке.

Эта революция ведет к перестройке производственных и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Изменения в социально-экономических формациях и типов государств происходят синхронно.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Данный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства.