Анатомия ходьбы

Анатомия человека – наука о строении организма человека, составляющих его органов и систем. 3. Материалы возрастной анатомии, изучающей строение тела человека в различные возрастные периоды.

Биология, в свою очередь, делится на морфологию – науку, изучающую форму и строение организма человека, и физиологию – науку об его функциях. Ис­пользуя методы исследования из других наук, современная анато­мия имеет возможность изучить организм человека более глубоко.

Еще П.Ф. Леосгафт писал, что «ни в одном другом отделе анатомии нельзя так «стройно» и последователь­но выявить связь между формой и отправлением» (функцией)

Изменения организма человека происходили и при становлении его в историческом плане, и при индивидуальном раз­витии от момента зарождения до смерти. Нельзя себе представить строение организма человека и его от­дельных образований без связи с функцией. 2 Материалы пластической анатомии, устанавливающей особен­ности формы тела, соотношения отдельных частей – пропорции те­ла и их связь со спортивными достижениями.

4 Материалы проекционной анатомии, рассматривающей проек­цию границ отдельных органов на наружную поверхность тела, что обеспечивает знание не анатомического препарата, а живого чело­века. Чтобы рекомендовать занятия спортом, надо знать, какие изменения проис­ходят в организме человека в процессе и в результате этих заня­тий. 7. Материалы динамической анатомии, способствующие овла­дению методом анатомического анализа положений и движений спортсмена, приближающие анатомические знания к практике.

Описание и накопление фактов в современной анатомии – лишь один из методов, а не единственная цель, как было в описательной анатомии

В подготовке тренеров и педагогов по физическому воспитанию анатомия имеет общеобразовательное (мировоззренческое), пропедевтическое (подготовительное) и практическое (прикладное) значение.

Развитие и рост костей

Кроме того, кости скелета принимают участие и в кроветворе­нии. Каждая кость имеет определенную форму, величину, строение и находится в связи с соседними костями. В состав скелета входит 206 костей – 85 парных и 36 непарных. Форма костей. Форма костей в скелете человека очень разнооб­разна.

В местах прикрепления площадь прикрепления мышц и создает опору для них. Чем сильнее разви­ты мышцы, тем резче выражен рельеф костей. Большинство костей в процессе развития проходят три стадии: соединительнотканную, или перепончатую, хрящевую и костную.

У низших животных (ланцетник, рыбы) стенки тела состоят из поперечнополосатых, метамерно расположенных мышц, но у рыб мышцы делятся на париетальные и висцеральные. Она изучает человеческий орга­низм в связи с выполняемой им функцией, развитием и окружаю­щей средой. Да и описание фактов происходит на новом уровне, с применением новых методов исследования. Форма и функция – две основные диалектические категории, существующие во взаимо­связи и взаимообусловленности, прослеживаются на всех уровнях строения организма.

Особую важность приобретают знания об изменении границ органов при выполнении упражнений, так как изменение положения органов влияет и на их функцию. 8. Материалы цитологии, гистологии и эмбриологии, знакомя­щие с микроскопическим строением организма человека, с ранними стадиями его развития. Без знания этих элементов нельзя осмыслить и понять многие процессы, происходящие в организме во время спортивной деятельности. Изучение материальной сущности строения организ­ма человека, его становления и развития способствует диалектико-материалистическому миропониманию.

В зависимости от функциональной значимости в двигательном аппарате различают пассивную его часть и активную. Все многообразие функций, выполняемых скелетом, можно объединить в две большие группы – механические функции и биологические функции. К механическим функциям относятся защитная, опорная, локомоторная и рессорная. Опорная функция скелета заключается в том, что он явля­ется опорой для мышц и внутренних органов, которые, фиксируясь к костям, удерживаются в своем положении.

В организме нет образований, которые бы не выполняли ту или иную функцию; не может быть и функции без ма­териальной основы

Кости – это депо минеральных солей кальция и фосфора. 99% всего кальция нахо­дится в костях. При недостатке в пище солей кальция компенса­ция их в организме осуществляется за счет кальция костей. Находящийся в них красный костный мозг вырабатывает эритроциты, зернистые формы лейкоцитов и кровяные пластинки. При этом в кроветворной функции участвует не только костный мозг, но и кости в целом, так что усиленная мышечная деятельность, оказывая влияние на кость, способствует и улучшению кроветворения.

Надкостница выполняет защитную функцию, питательную – со­суды из надкостницы проходят в кость – и костеобразовательную

Кость состоит из двух видов хими­ческих веществ: неорганических и органических. К неорганическим веществам относятся вода и соли (главным образом соли кальция). В свежей кости около 50% воды, 22% солей, 12% оссеина и 16% жира. Обез­воженная, обезжиренная и отбеленная кость содержит приблизи­тельно 1/3 оссеина и 2/3 неорганических веществ. Особое специфическое физико-химическое соединение органи­ческих и неорганических веществ в костях и обусловливает их ос­новные свойства – упругость, эластичность, прочность и твердость.

Таким образом, эластичность кости связана с органиче­скими веществами, а твердость и крепость – с неорганическими. Химический состав костей непостоянен, он меняется с возрастом, зависит от функциональных нагрузок, питания и других факторов.

Различают: длинные, короткие, плоские и смешанные кости. Кроме того, есть кости пневматические и сесамовидные. В каждой длинной или труб­чатой кости различают среднюю часть – тело (диафиз) и 2 конца (эпифизы) – проксимальный и дистальный. Короткие кости находятся там, где вместе с подвижностью и разнообразием движений необходима прочность (позвоночный столб, кости запястья).

Различный подход к изучению строения организма человека и методы, использу­емые при этом, обусловили выделение в морфологии ряда наук, в том числе и анатомии. Призванная решать задачи теории и практики физической куль­туры, анатомия изучает не только строение организма человека, но и материалы из других, смежных с нею, дисциплин. Возникновение различного характера соединений костей можно наблюдать и в онтогенезе человека.