Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие)

Тестирование в обучении математике: диагностико-дидактические основы. Чисто педагогическим аспектом тестирования является использование тестов успеваемости. Все сказанное выше означает, что использование тестирования в педагогической психологии требует специальной подготовки, высокой квалификации и ответственности. Однако все эти методы исследования вряд ли можно назвать тестами в современном понимании этого термина.

3) интерпретация результатов – определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Тесты, ориентированные на определение среднестатистических норм и принятие их в качестве критериев оценки и интеграции, позволяют осуществлять нормативно-ориентированное тестирование (НОРТ).

Тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля за усвоением учащимися учебного материала

Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ) позволяет достаточно успешно сочетать тестирование, интерпретацию результата и коррекцию хода обучения (формирования). Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Выделяют также несколько типов тестов, каждому из которых сопутствуют соответствующие процедуры тестирования.

На современном этапе при оценке знаний студентов перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование

В таком случае тест не отвечает требованиям валидности. На наш взгляд, существующая система педагогического контроля весьма несовершенна. Требование надежности контроля заключается в обеспечении устойчивости последовательных результатов контроля одного и того же ученика.

Ему приписывают разработку первого педагогического теста. В 1904 году вышла его книга «Введение в теорию психологии и социальных измерений». Суммирование результатов текущего контроля и экзаменационного в итоговой оценке. Рейтинговая система контроля обучения рождает состязательность в учебе, положительно влияет на мотивацию учащихся и т.п. Один из источников «педагогической опасности» заключается в том, что в условиях тестирования один объект измерения нередко подменяется другим.

На наш взгляд, можно дать следующее определение: тест – система заданий специфической формы, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата. Использование таких тестов в школе, как контролирующих, так и обучающих, — отличное средство реализации межпредметных связей в обучении. Однако, как и любое другое педагогическое нововведение, этот шаг должен осуществляться на строго научной базе, опираясь на результаты педагогических экспериментов и научных исследований.

Такие методы контролирования успеваемости студентов в настоящее время используют большинство учебных заведений

Процесс контроля это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для преподавателя. Перечисленные методы диагностирования успеваемости учащихся имеют определенные недостатки.

В руководстве приводятся данные о целях тестирования, выборке, для которой тест предназначен, результатах проверки на надежность, способах обработки и оценки результатов. Если тестирование проводится с одним испытуемым, то такие тесты носят название индивидуальных, если с несколькими — групповых. Как уже указывалось, результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов /9,12,5,8/.

Такие нормативные оценочные действия часто используются в педагогической практике

Такие задания принято называть тестами. В то же время, как показала мировая практика, очень важно видеть, что реально могут выявить тесты, для того чтобы не подменить предмет диагностирования. Во-вторых, испытуемые должны находиться в одинаковых условиях выполнения задания (независимо от времени и места), что позволяет исследователю объективно оценить и сравнить полученные результаты. Результаты каждого испытуемого сравниваются с нормой и соответствующим способом оцениваются: каждый тест сопровождается способом обработки данных и интерпретации результатов.

Многие интеллектуальные тесты, тесты достижений и др. позволяют использовать их в указанном выше смысле. Норма теста в подобных случаях индивидуальная. Такие качественные характеристики выступают как критерии оценки достижений испытуемого, а само тестирование становится критериально-ориентированным. Примером может служить использование «Методики АРП» и соответствующего ей блока методик, предложенного одним из авторов данного пособия.

В связи со спецификой предмета педагогической психологии одни из названных выше методов используются в ней в большей степени, другие – в меньшей. Несмотря на все очевидные достоинства данного метода контроля, перспектива его использования в школах России оценивается неоднозначно. Введение тестирования позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки результатов обучения.