../../Критерий «смерть мозга» и трансформация понятия смерти в современной культуре (Автореферат диссертации)

Больной, у которого констатирована смерть мозга, является фактически «живым трупом». Ускользание философии от анализа, осмысления биологических понятия и критерия смерти человека прослеживается и в российской культуре. Но кто должен принимать и осуществлять решение о смерти человека?

Смерть мозга может быть обусловлена множеством причин, в том числе травмой мозга, интоксикацией, отёком головного мозга вследствие других причин. Фактическим синонимом смерти мозга является понятие «запредельной комы», лечение которой бессмысленно. В православной церкви отсутствует однозначное мнение о том, является ли смерть головного мозга при условии функционирования других систем организма основанием для констатации факта смерти человека.

../../Критерий «смерть мозга» и трансформация понятия смерти в современной культуре (Автореферат диссертации)

По этой причине при смерти мозга разрешается останавливать искусственную вентиляцию лёгких. Во многих исламских странах действует концепция смерти головного мозга как критерия определения факта смерти организма и после неё разрешено прекращать интенсивную терапию.

Лечение смерти мозга на данном этапе развития медицины невозможно. В 2016 году американскими учёными начаты исследования по восстановлению деятельности мозга после его смерти, с применением современных биомедицинских технологий. Постмодернити как историческое время, сменяющее модернити, определяется через апелляцию к модифицирующейся человеческой природе и изменяющемуся месту человека в социальной структуре»1. Впервые некроз (гибель) мозга, необратимая утратасознания, само сознание становится основным элементом понятия и критериев смерти.

Феномен «старения общества», увеличение продолжительности жизни, активного участия человека в социальном и культурном развитии формируют особое измерение извечной проблемы — «человек и смерть». Соответственно, история и настоящее состояние разработанности проблемы смерти целесообразно раскрывать в контексте сравнительно-историчекого анализа двух магистральных направлений танатологии.

Особый смысл, трагическую напряженность тема смерти получает в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. В работах этих мыслителей событие смерти становится смыслообразующим элементом, фундаментальным со-бытием человека. Необходимо подчеркнуть, что позитивное и негативное измерение смысла смерти является одним из основных векторов современного развития культуры. В философии смертность человека рассматривается не столько как природный, сколько как социальный феномен, требующий рационального восприятия и осмысления»4.

Одним из важных направлений современных исследований в области танатологии являются исследования темы смерти в контексте ментальности различных исторических типов культур. Точнее, оно стыдится смерти, больше стыдится, чем страшится. Оно ведет себя так, как будто смерти не существует»7. В отечественной философии следует отметить, прежде всего, особое положение темы смерти в советской идеологии, — системные исследования в этой области не проводились.

Научно-практическая и теоретическая значимость

И.К. Лисеев, В.Л. Рабинович, В.М. Розин, Л.В. Фесенкова, Е.Н. Шульга возвращают теме смерти ее особое место в российской ментальности. Предпринята попытка рассмотрения концепции понятия смерти как единого (индивидуального, личностного, социального, биологического) процесса, завершающего целое бытия человека.

Раскрывается принципиальная установка индустриальной эпохи на отрицание (элиминацию) смерти как естественного, закономерного и необходимого процесса. Длительность» смерти в социокультурном контексте постмодернизмарассматривается параллельно с развитием естественнонаучной установки на понимание смерти как естественного процесса.

В Заключении сформулированы основные выводы и предложения автора. Отношение человека к смерти человека – это всегда отношение, моделирующее всю систему моральных взаимосвязей и взаимозависимостей. Символично, что смерть в иудео-христианском понимании стала первым проявлением и обнаружением «зла» как моральной реальности.

Новые медицинские критерии смерти человека – «смерть мозга» – и новые социальные подходы к индивидуальной смерти – «право на смерть» – не только частное, конкретное дело медицины. Физика» смерти, такова уж ее особенность, непосредственно связана с «метафизикой» смерти, то есть ее моральным и социальным измерением.

В настоящий же момент развития истории культура ведет себе не так, как будто смерти не существует, а так, как будто смерть может быть и должна быть уничтожена. Конец прошлого века — время радикальной трансформации феномена смерти как природного и социально-культурного феномена.