Неспецифические познавательные процессы

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.

Психи́ческие проце́ссы — одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы. Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Разные авторы приводят разные списки психических процессов. Психические процессы относятся к категории психических явлений – то есть они доступны непосредственному наблюдению, в том числе и неквалифицированному.

Психические процессы наиболее мимолетны, свойства – наиболее устойчивы во времени. В последнее время само представление о психических процессах подвергается обоснованной критике. Действительно, выделение психических процессов является сугубо условным разделением психики на составные элементы. В современных публикациях все чаще утверждается, что психические процессы тесно взаимосвязаны.

Действительно, взаимосвязь психических процессов между собой очень тесная. Если, например, на психологическом тренинге развивается внимание, то вместе с ним также развивается и память. Тем не менее, совсем отказаться от понятия психический процесс невозможно.

Неспецифические познавательные процессы

Этих процессов очень и очень много, где-то они пересекаются, где-то идут параллельно. Один человек может участвовать во множестве общественных процессов. То обстоятельство, что мы не может однозначно и точно разделить жизнь социума на общественные процессы, совсем не означает, что их вообще нет как таковых. Стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию и способная принять форму аффекта патологического.

Психические процессы включены в более сложные виды психической деятельности

В разных состояниях, в которых может находиться человек (утомление, возбуждение, стресс), эти показатели показывают очень широкую вариативность. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.

Восприятие предполагает отражение в сознании человека целостных предметов и явлений. Избирательность восприятия играет как положительную роль (выявляются наиболее значимые сигналы), так и отрицательную роль (возможна потеря информации). Апперцепция — зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта, интересов, направленности.

Память – это отражение и воспроизведение событий прошлого, один из базовых психических процессов

Мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных закономерных связей и отношений. Подчиненные могут отличаться друг от друга критичностью, широтой, самостоятельностью, логичностью и гибкостью мышления.

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающая возможным его повторного использования в деятельности. Процессы памяти: запоминание; сохранение; воспроизведение; забывание. Возможно так же произвольное (целенаправленное) и непроизвольное запоминание, сохранение и воспроизведение.

Существенной проблемой для организации может стать нерешительность персонала из-за отсутствия информации, борьбы мотивов, особенности темперамента человека и т.п. Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения по­требности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуж­дает человека к действию.

Мимические и пантомимические движения позво­ляют человеку передавать свои переживания другим людям, ин­формировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Поэтому же влечение — переходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, ли­бо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д. Обобщенной характеристикой волевого действия является и целеустремленность.

Важнейшей характеристикой исполнительного этапа явля­ются энергичность и настойчивость. Настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями. Наиболее часто пол ним понимается процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. Его чувственная и логическая активность, направлена на объект, выступающий в познавательном взаимодействии как более пассивное начало.

Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, по сути это процесс обработки информации

В психологии — это термин, обозначающий человеческую способность думать, вспоминать и предвидеть. Здесь подчеркивается родовой характер этого термина, поскольку он используется для обозначения всех процессов, связанных с приобретением знаний. Понятия «познание» и «знание» всегда соседствуют друг с другом, поскольку последним обозначаются цель и результат всего процесса познания.

Процесс человеческого познания подразделяется на ряд стадий изменения поступающей информации — от восприятия до практического действия. Выделение в познавательных процессах их отдельных видов в значительной мере условно, однако оно помогает в практике изучении психики.

Психические процессы — это форма существования психики

Восприятия — результат обработки информации более высокого уровня, в котором суммируются данные отдельных органов чувств и на этой основе создастся целостный образ предмета, явления, человека. Основными инструментами мышления выступают: понятия, суждения и умозаключения. Воля — это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели, как познавательные, так и предметно- практические.

Она формируется в ходе взаимодействия индивида со средой и, следовательно, должна рассматриваться в динамике, в действии, в развитии. Психические свойства личности — это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности.

В качестве аналогии с психическими процессами можно рассмотреть общественные процессы. Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.