Общая гигиена: конспект лекций

3) зависимость физического развития от генетических и средовых факторов. Определяют уровень физического развития и степень его гармоничности с помощью методов антропометрических исследований. Существуют различные способы индивидуальной и групповой оценки физического развития детского населения.

В свою очередь от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний. Вместе с тем, подчиняясь закономерностям, физическое развитие зависит от ряда факторов социально-экономического, медико-биологического и экологического характера.

Кроме того, при разработке шкал для оценки показателей физического развития необходимо учитывать и особенности статистического распределения этих показателей

Изучение физического развития ребенка начинается с установления его календарного (хронологического) возраста. Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев. Далее в программу унифицированных антропометрических исследований входит определение из всего многообразия морфологических и функциональных признаков ряда основных.

Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме; этот наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития.

В зависимости от возраста детей программа антропометрических исследований может и должна меняться. 1. Генерализующий метод (метод поперечного сечения популяции) – основан на одномоментном обследовании физического развития больших групп детей различных возрастов.

Для взаимосвязанной оценки показателей физического развития предложено использовать шкалы регрессии

Данная методика позволяет определить особенности физического формирования организма из месяца в месяц (или из года в год) наблюдаемой группы детей в однородной совокупности. Различные условия жизни в разных климато-географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают разный уровень физического развития детского населения. Поскольку для каждой возрастно-половой группы разрабатываются свои стандарты, метод позволяет учесть гетероморфность физического развития и половой диморфизм.

Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля – как средние и свыше 75 центиля – как выше средних. Использование этого метода позволяет избежать искажений результатов оценки показателей, имеющих асимметрию в распределении. Однако, как и метод сигмальных отклонений, метод центильных шкал оценивает антропометрические признаки изолированно, вне их взаимосвязи.

При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции связь длины тела с массой тела и окружностью грудной клетки. Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием.

Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Полученные показатели физического развития ребенка – чаще всего рост и вес оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. 1. Стандарты физического развития должны быть региональными. Общепринятых стандартов физического развития не существует. Затем вычисляют разность между фактическими и должными показателями массы тела и окружности грудной клетки.