Психический дизонтогенез — Википедия

Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. В основе задержки психического развития первично нарушены инструментальные функции (память, гнозис и т. д.), а мышление нарушается вторично. Но в любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, приводя к его нарушению, т. е. дизонтогенезу.

Известно, что почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения.

При осложненном дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. Например, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблюдаться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства. Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь характер как повреждения, так и недоразвития. Описанные выше нарушения развития являются первичными.

В отличие от недоразвития, задержанное психическое развитие обратимо, то есть может быть компенсировано специальным обучением

Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних ле-чебно-коррекционных и педагогических мероприятий и особенно психическая депривация.

Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введён Г. Швальбе (1927) для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В российской дефектологии применительно к дизонтогениям принят термин аномалия развития.

Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит видовая и генетическая программа, реализующаяся в условиях постоянной смены средовых факторов

Асинхрония развития — нарушение закона гетерохронии. Явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм. (Характерно при олигофрении и задержке психического развития). Явления патологической акселерации — опережающее развитие отдельных функций (часто на фоне грубого отставания других). Типичной моделью психического недоразвития является олигофрения.

Г. Е. Сухаревой (1959) были сформулированы два основных клинико-психологических закона олигофрении: 1) тотальность нервно-психического недоразвития и 2) его иерархичность. Словарный запас у них крайне беден. Они понимают чужую речь, мимику и жестикуляцию в пределах их постоянного обихода. Также отмечается мозаичность нарушений, в отличие от тотальности нарушений при недоразвитии.

Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция. Задержка же психического развития церебрально-органического генеза от органической деменции отличается значительно меньшей массивностью поражения нервной системы.

В тех случаях, когда имеется «поломка» какого-либо механизма мозга, процесс развития и естественного обучения нарушается

Таким образом, в структуре поврежденного развития будут иметь место явления стойкого, часто необратимого регресса ряда функций. У ребёнка с патологией слухаглухота — первичное нарушение, а немота (отсутствие речи) возникает уже вторично. Это, в свою очередь, приводит к тому, что ребёнок не может свободно оперировать представлениями, возникают трудности в их актуализации.

Все это приводит к недоразвитию уровня обобщения (нарушению мышления), формализму, вербализму и схематизму. Однако возможен и обратный тип зависимости, то есть влияние культурального развития на первичный биологический дефект. И наоборот, максимальное стимулирование речи способствует уменьшению первичного дефекта.

Явно проявляется у глухих детей, но и у слабовидящих зрительный анализ сигналов может страдать меньше, чем словесная квалификация их результатов. Следовательно, у таких детей происходит замедление процессов мышления: обобщения и отвлечения.

Поэтому ребенок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии. Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Для успешной лечебно-коррекционной и педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, важное значение имеет знание причин и характера нарушений развития.