Особенности психического развития ребенка дошкольного возраста

2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.

А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития.

Особенности психического развития ребенка дошкольного возраста

В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. 4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. И с учетом того, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, то не исключены и психологические проблемы, возникающие в этот период.

Физическое развитие. Ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых. Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра. В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», ребенок сосредоточен на своих собственных действиях.

В 4-6 лет возникают «длительные объединения играющих» ребенок стремиться воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения. Отмечается развитие дифференцированной чувствительности. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета.

Развитие личности

Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. У детей развивается эйдетическая память. В 5 лет мышление предваряет предметное действие. В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления. Развитие воображения зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской.

Личностное развитие. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. В этом возрасте для детей характерна изменчивость проявления темперамента, созревание свойств нервной системы, тип темперамента влияет на поведение в различных видах деятельности.

В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для развития мотивов достижения успехов. Участие в игровой и других видах деятельности способствует развитию эстетических и нравственных чувств.

Начало развития произвольности. Нравственное развитие. Социализированная речь. Развитие наглядно-образного и появление словесно–логического мышления. В этот период рамки жизни ребенка стремительно расширяются от пределов семьи до страны и вселенной.

Дошкольное детство, как и другие периоды развития, играет важное место в становлении человека. В период дошкольного детства четко проявляется противоречие между стремлением к взрослости и невозможностью взрослых отношений. Роль игры в развитии ребенка настолько велико, что переоценить её значение просто невозможно.

5-6 лет – сюжетно-ролевая игра, требующая объединение нескольких детей, распределения ролей, наделения определенными характеристиками и отношениями. Игра в своем развитии выходит их манипуляций с предметами раннего детства. Ребенок относится к сверстнику в игре не как к объекту, а как субъекту, прислушиваясь к его мнению, учитывая его особенности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера. У ребенка появляются конкретные желания, цели, мотивы. В игре развивается воображение, речь, мышление, память. Развивается звуковая сторона речи. К пяти годам дошкольник должен полностью овладеть звуками речи. И если этого не случилось, значит, ребенок нуждается в помощи специалиста. В дошкольном возрасте происходит четкая дифференциация эмоциональных и перцептивных процессов.

В дошкольном возрасте появляется логическое мышление, основой которого является восприятие. К концу дошкольного возраста появляется логическое мышление, которое отличается от образного тем, что конкретные образы заменяются понятиями и словами.

Дошкольный возраст характеризуется доминированием памяти как процесса. Ни до, ни после дошкольного возраста не будет констатироваться такая легкость и прочность запоминания. Ребенок, как губка, впитывает в себя информацию.

Весь дошкольный возраст значение непроизвольной памяти достаточно велико. Дошкольный возраст называют периодом первоначального склада личности. Поэтому очень важно обратить внимание на развитие всех личностных компонентов личности ребенка. Эмоциональная сфера. Дошкольный возраст не характеризуется обилием ярких эффектных вспышек.

Мотивационная сфера. Соподчинение мотивов относится к важному новообразованию дошкольного возраста и характеризуется умением подчинять свои желания общим идеям и планам. В дошкольном возрасте появляются мотивы, не связанные с инстинктами или игрой. Мотивами поведения могут стать самолюбие, соперничество, стремление к успеху.

Соответственно в этот период можно вести речь о самооценке. Именно в этот период ребенок четко осознает себя мальчиком или девочкой и соблюдают необходимые стили поведения. Дошкольный возраст имеет большое значение для личностного и интеллектуального развития.

Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Структура сюжетно-ролевой игры: В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы. Сюжет — та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый. В дошкольном возрасте память оказывает влияние на формирование личности ребенка. Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка.